Об одном приеме общения

Вспомнить об этом приеме общения, который я автоматически применяю уже  много лет и в общении с коллегами, и в общении с ребёнком, заставил один неприятный случай в средней школе.

Учительница начальных классов публично унижала девочку восьми лет за то, что мама одела её в неподобающую школе маечку. Она сверлила девочку своими немигающими глазами, то и дело дёргая её рукой за эту самую маечку. Женщина осыпала ребёнка ругательствами. Создавалось впечатление, что это не ребёнок, а, извините, проститутка. Повторю, что это происходило прямо в классе, на глазах у других детей. Даже то, что в класс вошёл я, не возымело никакого действия на разгневанную учительницу. Она была просто вне себя. Точнее не скажешь.

Прием общения – личная беседа

Приём этот прост до предела. Это обычная личная беседа, заменяющая публичную порку или публичные наезды. Можно сказать человеку всё, что считаешь нужным, не унижая его публично, не вынося мусор из избы. В эффективности этого приёма я имел возможность убедиться не менее сотни раз. И всегда срабатывало. Я достигал нужного мне эффекта.

Вот в чём состоит этот положительный эффект. Когда говоришь с человеком без свидетелей, у него нет надобности играть, строить из  себя кого-то, кем он не является. Это приводит к тому, что слова дойдут до него намного быстрее. И Вы лучше поймёте, почему этот человек думает и поступает так, а не иначе. Даже если Вы вынуждены поставить этого человека на место, Вы не унизите его публично, что вызовет у него уважение к Вам.

Если уж хотите преподать кому-то урок, сделайте это наедине лично с ним. Вы преподадите урок грамотного решения проблемы, тактичного и достойного уважения. Поставив другого на место прилюдно, особенно при тех, чьим мнением этот человек дорожит, приведёт к двум следствиям.

Во-первых, Вы прослывёте человеком, который может за себя постоять, но это только внешне. Проблему-то решить так не удастся.

Во-вторых, Вы наживёте врага. Лучше уж прослыть слабаком, но быть сильным реально, чем прослыть сильным, но быть глупцом. Лучше быть, чем казаться.

А теперь представьте, каким будет эффект приведённого выше «педагогического» вмешательства. Как минимум девочку будут дразнить. Дети есть дети. Получила ли она конструктивный опыт общения, поняла ли, за что её ругали? Стала ли девочка больше уважать учительницу? Узнала ли о том, что некоторые детали личной жизни человека можно и нужно обсуждать наедине? Прибавила ли эта сцена авторитета самой учительнице?

А представьте, если об этом узнают родители девочки, и это заденет их родительские чувства? Не сносить учительнице головы! Итог: всем сделано только хуже, окружающие спровоцированы на недостойную реакцию. Яркий пример неконструктивного поведения.

Однажды, применив эту тактику, я понял, что моя собеседница просто завидует мне. А на публике это выглядело, словно я просто не справляюсь со своими должностными обязанностями. Представьте себе, в течение нескольких месяцев я стремился как можно лучше выполнять свою работу в фирме, а мне говорили, что она всё равно недостаточно хороша. И вот, состоялся этот конфиденциальный разговор, и всё встало на свои места.

Один из моих друзей, будучи офицером спецназа, на одной из вечеринок в расположении части испытал на себе «прелести» спесивого офицера одного с ним звания. Выбрав удобный момент, мой друг поговорил с этим офицером с глазу на глаз. Разговор был искренним, серьёзным, глаза в глаза. Спесь как рукой сняло. Сохранились и даже улучшились отношения между моим другом и тем офицером. Никто в части так и не узнал их секрета. Спесивый офицер получил  доброжелательный урок хороших манер. Всё сложилось как нельзя лучше.

Человек, пользующийся подвернувшейся возможностью унизить другого, жалок. Человек, явно имеющий возможность безнаказанно унизить другого и не пользующийся ею, достоин уважения.

Применяйте и пожинайте плоды!

  •  
  • 4
  •  
  •  
  •  
  •  

2 комментария к “Об одном приеме общения”

Отзывы и комментарии