Фильмы о спорте могут быть сняты в абсолютно различных жанрах. Это и биография, и драма, и приключения, и криминал, и боевик, и комедия. То самое чувство триумфа, сопереживания, восторга и отчаянья от неудач – прекрасный материал для талантливого произведения. И эти темы прекрасно развиты и насыщены эмоциями в десятке хороших спортивных лент, представленных ниже. При этом, почти все они не слишком известны, и за исключением легендарного “Рокки”, будут приятным открытием для любителей фильмов спортивной тематики.
10. «ПОЛЕ ЧУДЕС»
Рей Кинселла ведет идиллическую жизнь фермера: совместно с женой сеет, пашет, растит дочь. Благополучное аграрное существование внезапно прерывается рецидивом слуховых галлюцинаций — фермер постоянно, будучи то в водительском кресле своего трактора, то на супружеском ложе, слышит некий зловещий голос, призывающий его что-то построить. Проблему Рей решает оригинальным путем: сначала строит никому не нужное бейсбольное поле на месте поля кукурузного, играет на нем с призраками членов команды «Чикаго Уайт Сокс» образца 1918 года, а потом и вовсе едет в Бостон, где разыскивает негра-писателя, лет 20 уже не появляющегося на людях, и отправляется с ним в Миннесоту на поиски никому не известного игрока «Янкиз» 1920-х годов.
В кратком пересказе сюжет этого фильма звучит как бред шизофреника, но на деле «Поле чудес» оказывается поразительным в своей трогательности образцом магического реализма.
9. «БОЛЬШОЙ ФАНАТ»
Пол работает охранником на парковке, живет с мамой и посвящает буквально все свое время главной страсти жизни — команде по американскому футболу «Нью-Йорк Джайантс». Он постоянно звонит в популярное радийное спортивное ток-шоу, ходит на все игры команды одевается в характерную голубую форму и вообще, кажется, ни о чем, кроме «Джайантс», не думает.
Но однажды, встретив своего любимого игрока, так его достает своим фанатизмом, что, в итоге, оказывается на больничной койке. Перед беднягой стоит дилемма: либо заявить на футболиста в полицию, тем самым обрекая «Джайантс» на исключение из команды лучшего игрока, либо смириться с побоями. Блистательно сыгравший Пола комик Пэттон Освальт изобразил своего героя человеком не от мира сего, но вызывающим к нему трудноопределяемую симпатию.
8. «УДАР ПО ВОРОТАМ»
Смешная и умнейшая спортивная комедия. Играющий тренер «Чарльстон Чифс», ужасной хоккейной команды из низших лиг, пытается объединить вокруг своего бедового состава переживающий отвратительные времена индустриальный американский городок: в частности, превращает «Чифс» не в играющую хоккейную команду даже, а в шапито, основной целью которого являются постоянные драки на льду.
Нехитрый сюжет подан Роем Хиллом максимально абсурдно: командой непонятно кто владеет, управляет ею скрытый гей, в составе — три жестоких очкарика с умственными способностями учеников пятого класса средней образовательной школы, снято все на какую-то худшую в истории пленку, в кадре практически постоянно присутствуют горы мусора и грязи. А в итоге оказывается, что «Удар по воротам» — не только заразительная, чудесно написанная и сыгранная комедия, но и практически универсальный фильм для постиндустриального мира: чрезвычайно быстрый, грязный, как выбросы мусоросжигательного завода, и оставляющий впечатление праздника перед концом света.
7. «ГОРДОСТЬ ЯНКИ»
Великий мастер довоенного Голливуда Сэм Вуд ) в пересказе сначала невероятных спортивных успехов Лу Герига (легендарного капитана бейсбольного клуба «Нью-Йорк Янкиз»), а потом и его мучений от тяжелейшей болезни, чудесным образом обходится без лишнего пафоса и высокооктановой драмы, простейшим киноязыком словно цитирует формальный некролог: был человек, да умер. Геригу, бывшему на момент выхода фильма с большим отрывом самым популярным спортсменом США, такой подход чрезвычайно идет: даже иконическая сцена его речи на стадионе «Янкиз» не идеализирует, не превращает великого бейсболиста в ходячий монумент, а, наоборот, очеловечивает его.
«Гордость янки» — выпущенный ровно через год после смерти Герига его байопик; может быть, лучший спортивный биографический фильм всех времен и точно лучший черно-белый спортивный фильм, когда-либо снятый.
6. «КОМАНДА ИЗ ШТАТА ИНДИАНА
Эта картина до сих пор остается обязательной к семейному просмотру в Америке — все главные клише спортивного фильма «для всех» именно из нее и выросли. Трудолюбивые игроки с жизненными проблемами — на месте. Тренер с трудной судьбой — на месте. Дьявольского вида антагонист — на месте. Финальная многоминутная сцена самого последнего, самого важного, самого трудного матча — конечно, обязательно, а как же без нее?
«Команда из штата Индиана» — не только первое, но и, возможно, последнее кино подобного рода, которое можно смотреть, не чувствуя неловкости: в отличие от тысячи своих эпигонов, этот фильм каждым своим кадром стремится не к конъюнктуре, а к чистой, абсолютно незамутненной романтике. Ну и, в конце концов, где вы еще найдете кино, в котором Джин Хэкмен и Деннис Хоппер битых пять минут спорят о баскетбольной тактике — и смотрится это как сцена из криминальной драмы Нового Голливуда?
5. «РОККИ»
«Рокки» — безусловно, самый известный фильм из данного списка. Ни его сюжет, ни кульминационная сцена, ни даже обстоятельства его съемок не нуждаются в подробном пересказе. Впрочем, это действительно мощная картина: в меру умная, в меру трогательная, в меру жестокая и, в отличие от многих других боксерских фильмов, обезоруживающая не циничностью, а гуманностью.
4. «САМЫЙ ДЛИННЫЙ ЯРД»
Попавший в заключение американский футболист на пенсии Пол Крю оказывается по воле случая в тюрьме, которой управляет фанат спорта и все охранники которой играют в полупрофессиональной команде по американскому футболу. Ему удается собрать свою собственную команду из заключенных и сыграть с ней против команды охранников. Снятый на довольно скромные деньги фильм — неимоверно жестокое, грязное, страшное и депрессивное кино, в котором успевают и убить, и изнасиловать, и поджечь целиком отдельную тюремную камеру, и сломать с десяток-другой конечностей — все крупным планом, смакуя детали.
Впрочем, свою жестокость «Самый длинный ярд» сочетает с филигранно вписанными в контекст комическими эпизодами, мастерски выстроенным саспенсом и неожиданно, но к месту поднятой проблемой отношений белых и черных на американском Юге — короче, это еще и весьма умное кино. Ко всему прочему, именно здесь имеется самая лучшая сцена спортивного события в истории кино — так напряженно и экспрессивно, как подан матч охранников и заключенных, спорт вообще никогда никто не снимал. Ремейк 2005 года с Адамом Сэндлером в главной роли, увы, гораздо хуже.
3. «ОХОТНИК НА ЛИС»
Снятый по мотивам реальной истории взаимоотношений олимпийских чемпионов по вольной борьбе братьев Шульц и эксцентричного миллионера Джона Дюпона, «Охотник» — даже не классическое спортивное кино, а минималистичный драматический триллер. В центре внимания вольная борьба — ею в «Охотнике» объясняются те вещи, которые нельзя сказать словами, она причина и одновременно главный мотив действий героев. Надо отдать должное режиссеру: сюжет на тривиальную спортивную тему он превратил в объемную драму человеческих отношений, историю о братской привязанности и предательстве, о том, как потакание соблазну разрушает жизнь.
2. «ТАКОВА СПОРТИВНАЯ ЖИЗНЬ»
Фундаментально бытовой, реалистичный портрет непростого человека, но, в отличие от многих других похожих картин, камера здесь настолько же часто зафиксирована на регбийном поле, сколь и на маленьких комнатушках английских домов. Герой Харриса играет в матчах своей команды эмоционально, резко и не жалея себя — и ровно так же ведет себя по отношению к своей женщине. В итоге, у главного героя не остается ничего в настоящем, в будущем его ждёт то, что в замедленном движении предстаёт перед его глазами как кошмар: отчаянная схватка потных и злых мужчин, которые сражаются за продолговатый мяч в жуткой грязи словно не на жизнь, а на смерть. Регби как жизнь, жизнь как регби.
«Эта спортивная жизнь» (принципиально важен подобный вариант названия: жизнь — словно спорт, а вот в принятой у нас версии перевода «Такова спортивная жизнь» утверждение «такова» относится только к спорту) исследуется, в общем-то, абсурдная ситуация, в которую попадает отдельный индивид, проходя по своеобразным кругам некой специально созданной модели общества. Пусть в данном случае эта сконструированная действительность имеет чётко очерченные границы поля для игры в регби.
1. «МЕЧТЫ О БАСКЕТБОЛЕ»
В конце 1980-х, получив бюджет от службы телевизионного вещания PBS на съемки 30-минутной документалки, режиссер Стив Джеймс отправился в пригород Чикаго зафиксировать процесс рекрутинга двух талантливых черных пацанят-баскетболистов в команду престижной школы. Постепенно бюджет вырос, съемки разрослись до пятилетнего срока, сами Эйджи и Гейтс успели пройти через старшие классы и поступить в колледж — и на выходе у Джеймса получилось трехчасовое документальное полотно, дающее подробнейший комментарий примерно обо всех насущных проблемах общества: и об образовании, и о семье, и о расовых взаимоотношениях, и о коммерциализации спорта, и о бедности, и о многом другом.
Но прелесть фильма в том, что обо всех главных темах он говорит мимоходом, концентрируясь в первую очередь именно на замысловатых судьбах своих героев. Результат — невероятный. Не сопереживать двум маленьким баскетболистам (один из которых умный и обязательный, но подверженный травмам, а другой — без головы, но чертовски талантливый) просто невозможно: после просмотра фильма о дальнейшей судьбе героев и их многочисленных — чрезвычайно харизматичных и по ходу фильма проходящих сквозь самый разнообразный бытовой ад — родственниках хочется узнать как можно больше.
1
Пожалуй я бы добавил спортивные драмы "Рестлер" с Микки Рурком(2008), "Боец" с Марком Уолбергом(2010) и оскароносную "Бешеный бык" с Робертом де Ниро(1980). ИМХО.
"Левша" (2015) http://www.kinopoisk.ru/film/573990/ и "Тренер" (2014) http://www.kinopoisk.ru/film/645261/
Добавил бы сюда – "Крутые виражи" http://www.kinopoisk.ru/film/22651/
Отличный фильм о целеустремленности и воле к победа!
Я бы добавил в подборку замечательный фильм Мартина Скорсезе "Цвет денег" с молодым Томом Крузом и опытным Полом Ньюманом. Пол Ньюман получил Оскара за лучшую роль первого плана в этом фильме, а вся Америка после выхода этого фильма на экраны испытала вторую волну роста популярности пула – разновидности игры в бильярд, наиболее распространенной в Штатах.
Алексей Кикоть, фильм "Цвет денег", действительно, превосходен! Специально посмотрел. Умели раньше снимать кино!